Дизельный котел отопления для частного дома

С развитием малоэтажного строительства значительно вырос спрос на оборудование, необходимое для устройства систем теплоснабжения индивидуальных жилых домов. Реагируя на спрос, современный российский рынок предлагает такое количество отечественных и импортных котлов на различных видах энергоносителей, что для выбора оптимальной модели необходимо обладать хотя бы начальными знаниями принципов устройства системы отопления.

Преимущества и недостатки котлов отопления на дизельном топливе

Преимуществом дизельного котла перед газовым является его низкая пожаро- и взрывоопасность

Котел на солярке имеет много преимуществ, чем обусловлена его востребованность.

  • Высокий коэффициент полезного действия (КПД). При сгорании солярки, выделяется большое количество тепла. КПД дизельных котлов лишь незначительно уступают по своим показателям газовым котлам.
  • Низкое энергопотребление. В отличие от электрических котлов дизельным для функционирования требуется небольшое количество электроэнергии. Она необходима только для работы автоматики управления и безопасности, циркуляционных и топливных насосов. Благодаря этой особенности дизельные котлы можно использовать в местах, где наблюдаются проблемы с выделением электрической мощности на дом.
  • Низкая пожаро- и взрывоопасность. Солярка представляет меньшую опасность, нежели сжиженный или магистральный газ. Для установки не требуются специальные разрешения, требования к помещению минимальны.
  • Большой ассортимент моделей. Котлы на солярке выпускают для домов с любой площадью. Необходимо лишь правильно рассчитать мощность оборудования. Как правило, для проведения подсчетов используется формула: «1 кВт на 10 ».

Для организации дизельного отопления требуются большие затраты

Основные недостатки оборудования:

  • Высокие эксплуатационные расходы. Солярка по стоимости находится на втором месте после электроэнергии.
  • Необходимость в качественном топливе. Для круглогодичного обогрева помещения необходимо заранее позаботиться о заключении договора с поставщиком качественной солярки. В противном случае владельцу придется столкнуться с проблемами: загрязняются теплообменники и другие детали оборудования, начинает коптить горелка, снижается КПД оборудования.

У работы дизельных котлов есть одна особенность – выделение неприятного запаха. Для очищения воздух предварительно нужно позаботиться об организации естественной и принудительной вентиляционной системы.

Печь на дизельном топливе (солярке)

Печь на солярке (дизельном топливе) — это, по сути, тот же керогаз, только доработанный и имеющий современный внешний вид.

Свое название оправдывает благодаря своим небольшим размерам, простоте конструкции и эксплуатации, в отличие от, например, самодельной чудо печи на отработке, имеющей достаточно сложную конфигурацию.

Это отопительный прибор, предназначен для отопления или обогрева дачного домика, производственных помещений, ларьков. Прибор является универсальным, его можно также использовать для приготовления пищи или для кипячения воды.

Обогреватель, работающий на солярке, подходит для установки в свой гараж или мастерскую. В доме, даже дачном, его использование не приветствуется – при розжиге и затухании горения в помещение неизбежно попадут пары топлива и неприятный запах.

Компактный автономный агрегат также используется в качестве аварийного источника тепла и для приготовления еды при отключении электроэнергии, причем еду можно готовить, установив печку на улице.

Помимо компактности и небольшого веса печь на солярке характеризуется экономичностью и высоким КПД. Топливо сгорает практически без выбросов в атмосферу и с высокой отдачей тепловой энергии. Этим агрегат на жидком топливе практичнее, чем классическая дровяная буржуйка.

В ходе эксплуатации следует внимательно следить за соблюдением правил безопасности – поблизости от работающей печи нельзя размещать легковоспламеняющиеся предметы.

Перечень объектов, которые можно эффективно отапливать такой печью:

  • теплицы, парники;
  • подвальные, цокольные помещения;
  • дачные домики, подобные сооружения на участке;
  • гаражи, подсобки, мастерские, палатки, кабинки;
  • жилые помещения.

Факторы, влияющие на расход топлива дизельных котлов

При выборе отопительного оборудования следует помнить, что в показателях, которыми характеризуется дизельный котел, расход топлива является хотя и важной, но не определяющей характеристикой эффективности системы теплоснабжения дома. Жидкотопливные котлы состоят из следующих основных агрегатов:

  • корпуса котла со стальным или чугунным теплообменником;
  • горелки с насосом подачи топлива;
  • системы автономного отопления;
  • емкости для хранения солярки.
Факторы, влияющие на расход топлива дизельных котлов

Котлы с чугунными теплообменниками имеют мощность от 16 до 1000 кВт, поэтому если ее не хватает для отопления коттеджа большой площади, то придется выбрать стальной теплообменник, позволяющий достичь мощности 30000 кВт, однако при его эксплуатации необходимо поддерживать постоянную температуру теплоносителя не ниже +60ºС, иначе интенсивный процесс коррозии быстро выведет стальные стенки теплообменника из строя. Такая особенность приводит к повышенному расходу топлива дизельного котла, а также к постоянно высокой температуре в помещениях. Чугунные теплообменники, в отличие от стальных, служат до 50 лет, однако только при условии нормальной эксплуатации: без резких температурных перепадов и при использовании качественного теплоносителя.

Читайте также:  Автономное отопление в квартире — варианты обустройства

Экономическая эффективность системы автономного отопления во многом зависит от характеристик горелки, в задачи которой входит подготовка воздушно-топливной смеси и ее сжигание. Одним из главных показателей горелки, влияющим на экономичность работы всей системы отопления в целом, является способ регулирования ее мощности. Сейчас торговая сеть предлагает:

  • недорогие одноступенчатые горелки, работающие только в максимальном режиме – 100% (регулирование температуры производится посредством отключения горелки);
  • двухступенчатые — могут работать в двух режимах мощности – 40% и 100%;
  • плавно-двухступенчатые — с плавным регулированием мощности в пределах от 40% до 100%;
  • модулируемые — способные плавно изменять мощность в пределах от 10% до 100%, что дает возможность корректировать температурный режим системы отопления в зависимости от погодных условий (кроме этого, горелки такого типа позволяют заметно снизить расход топлива дизельного котла, а также из-за отсутствия резких температурных перепадов продлить срок службы теплового оборудования).
Факторы, влияющие на расход топлива дизельных котлов

Правильный выбор горелки напрямую влияет на величину затрат, необходимых для поддержания в помещениях комфортной температуры, поэтому конкретная модель подбирается в зависимости от конкретных характеристик дома, климатических условий, режима эксплуатации и других условий.

Автоматическое управление системой теплоснабжения хотя и требует ощутимых затрат, зато дает возможность безопасной эксплуатации котла отопления на дизельном топливе в автономном режиме, позволяет регулировать его работу в зависимости от температуры в помещении и погоды на улице. Все это приводит к экономии до 15% жидкого топлива, что в итоге окупает издержки на приобретение автоматики.

Емкость для хранения топлива следует выбирать исходя из оптимального режима ее заправки – 2 раза в год при условии непрерывной работы системы отопления за этот период на полную мощность. В продаже имеются баки из различных материалов емкостью от 500 до 2000 л, поэтому выбрать подходящий труда не составит.

Факторы, влияющие на расход топлива дизельных котлов

Дизельный котел отопления расход топлива

Решая в своем доме установить дизельный котел отопления, расход топлива — вот тот первостепенный вопрос, который естественно вас будет волновать.

Причем, и в процессе эксплуатации, как сэкономить на солярке. И на стадии приобретения, какой по мощности дизельный котел нужен вашему конкретному коттеджу и каков объем топлива ему потребуется на весь отопительный сезон, где и как его хранить. Всё это нужно решить прежде чем организовать отопление дома дизельным котлом.

Выбор в пользу котла на дизеле основан в основном на легкости его эксплуатации, полной автономности и отсутствии необходимости в каких либо разрешительных документах при установке. Главная проблема — это подобрать нужный по объему топливный бак. В удаленной местности придется иметь в наличии большую емкость, которая загодя заполняется и потом в течении всей зимы из нее расходуется дизельное топливо.

Для простоты расчетов, условно считается — на каждые 10 м2 необходимо порядка 1 кВт мощности котла, чтобы внутри жилых помещений поддерживалась комфортная температура. То есть для коттеджа в 250 квадратов потребуется купить котел минимум в 25 кВт. Эта цифра еще умножается на поправочный коэффициент от 0,6 до 2. Рассчитанный исходя из максимально низких уровней зимних температур и зависящий от климатической зоны проживания. Понижающий 0,6 для регионов юга, а повышающий в 2 для крайнего севера.

После того как исходя из площади дома вы выбрали и установили дизельный котел отопления, расход топлива можно будет сократить за счет дополнительного утепления жилья. Но специалисты рекомендуют ориентироваться именно на 10: 1 исходя из площади дома. Подберете котел меньшей мощности, и при хоть и редких, но заморозках можете померзнуть. Небольшой запас мощности не помешает.

Дизельный котел: расход топлива — пример расчета за сезон

Основное сделано, подобран достаточный по мощности дизельный котел отопления, расход топлива — второй важный после мощностных характеристик параметр на который требуется обратить внимание. Именно от него зависит, сколько вам потребуется солярки на зиму.

Каждый производитель указывает в документах к своему отопительному котлу расход топлива на 1 кВт мощности и ориентировочные показатели потребления топлива за определенный временной период, из расчета того, что половину этого времени он работает вполсилы.

Ориентировочный расход дизеля можно подсчитать, умножив мощности горелки на 0,1. Это будет расход топлива в кг за час непрерывной работы. То есть для нашего примера — на дом в 250 квадратов ставим котел 25 кВт, и потреблять солярки он будет постоянно работая 2,5 кг в час. Или 2,5 * 24 = 60 кг в сутки.

Читайте также:  Какое отопление выбрать в доме из СИП панелей

Понятно, что нагреватель не будет бесперебойно функционировать круглые сутки. В целом, за отопительный сезон принято брать 200 суток. Из которых 100 котлу придется работать на полную мощность, а оставшиеся 100 в полсилы. Итого получается коэффициент — 0,75.

В итоге на зиму потребуется 2,5 * 24 * 200 * 0,75 = 9000 кг, то есть 9 тонн дизельного топлива. Для коттеджа в 250 м2 в теплых южных регионов 9000 * 0,6 — чуть больше 5 тонн, а для северных порядка 18 тонн солярки.

Приведенный расчет является примерным. Однако от этих цифр можно уже отталкиваться в принятии решения как о самой покупке нагревателя для системы отопления, работающего на дизельном топливе, так и о требующейся под него топливной емкости.

Современный дизельный котел отопления, расход топлива в котором благодаря усилиям производителей постоянно снижается, является во многих случаях единственным вариантом обеспечения тепла. При его выборе лучше всего присмотреться к устройствам с хорошей автоматикой — имея несколько настраиваемых режимов работы, можно будет существенно сэкономить на солярке. Устанавливая в разные часы различные температурные уровни. Во время вашего отсутствия температуру в коттедже можно и понизить до 15-17, а к вашему приходу автоматика поднимет ее до комфортных 22-23.

Устройство и особенности, эксплуатация

Дизтопливо для котлоагрегатов хранится в специальных контейнерах, размер которых выбирается исходя из расчетов объемов потребления. Баки устанавливают за пределами участков. Отдельностоящий источник солярки обеспечивает полную автономность работы установки – вы гарантированно будете обеспечены теплом и горячей водой постоянно.

Корпус обычно выполнен из легированной стали или чугуна. По типу исполнения различают напольные и настенные агрегаты. Популярность напольных стальных обусловлена упрощением обслуживания и высокими эксплуатационными характеристиками материала.

Устройство и особенности, эксплуатация

Система разводки труб

Дизельный котлоагрегат отопления для частного дома включает в себя камеру сгорания, форсунку и горелочное устройство. Процесс сжигания дизтоплива начинается  в топке, откуда теплоноситель подается в систему. Важным моментом является сооружение эффективного дымохода для отвода излишков пара и отработанных продуктов сгорания.

Топка котлоагрегата

Устройство и особенности, эксплуатация

Дымоход дизельного котла для отопления частного дома

Все современные агрегаты обустроены электронными блоками управления, который позволяют осуществлять мониторинг параметров системы отопления – температуры, давления и др.

Правильная разводка трубопровода в доме поможет повысить КПД до верхнего значения.

Устройство и особенности, эксплуатация

Форсунки внутри котла

Единственные части агрегата, которые подлежат профессиональному обслуживанию – горелка и форсунка, от надежной работы которых зависит безопасность системы в целом.

Статья по теме:

Устройство и особенности, эксплуатация

Комбинированные котлы для отопления на дровах и электричестве. В отдельной публикации вы узнаете о принципе работы этих устройств, их достоинствах и недостатках.

Как установить подогреватель для дизельного топлива?

Нюансы монтажа и правил безопасности, которые надо соблюдать при установке:

  1. Не допускается подключение котла (камеры сгорания с теплообменником) к большому кругу охлаждения дизельного двигателя, если используется не бандажное устройство. Это приведет к тому, что устройство будет прогревать весь антифриз, а это займет много времени.
  2. Нельзя включать работу нагревателя после установки при отсутствии в системе охлаждения антифриза.
  3. Перед установкой подогревателя важно проверить целостность кабеля питания системы обогрева. Укладывать его рекомендуется в районе радиатора охлаждения мотора, закрыв вилку (если устройство подключается к 220 В) заглушкой (во избежание скопления грязи и влаги на контактах).
  4. Выполнять монтаж системы прогрева рекомендуется после слива охлаждающей жидкости и только после того, как мотор остынет. В противном случае можно получить ожоги.

Что понадобится?

Перед установкой предпускового подогревателя двигателя для дизеля необходимо подготовить:

Как установить подогреватель для дизельного топлива?
  • набор гаечных ключей;
  • две отвертки — с плоским и крестовым наконечниками;
  • клей-герметик;
  • канцелярский нож;
  • емкость, в которую будет сливаться антифриз;
  • переходники, если в этом есть необходимость.

Алгоритм установки электрических подогревателей

Самостоятельная установка электрического нагревателя осуществляется так:

  1. Под сливное отверстие блока цилиндров подставляется емкость, в которую будет собираться хладагент. С помощью гаечного ключа выкручивается пробка. После этого расходный материал сливается.
  2. Затем пользователю надо измерить расстояние между входной магистралью и участком подключения головки цилиндров, а также верхним шлангом и входным и пробкой цилиндров.
  3. Производится установка кронштейна, на котором будет фиксироваться нагревательное устройство. Монтаж агрегата должен осуществляться так, чтобы система не контактировала с двигателем и другими механизмами мотора. Пробку сливного отверстия необходимо заменить штуцером, а на его резьбу предварительно надо нанести герметик. В случае, если монтажу устройства мешает модуль зажигания, его следует перенести в другое место, предварительно отсоединив провода.
  4. Штуцер, который находится на блоке цилиндров, подключается к магистрали прибора с применением специального входного рукава, фиксирующегося хомутами.
  5. В разрез на рукаве вставляется тройник нагревателя, с помощью которого верхняя магистраль соединяется с головкой блока цилиндров.
  6. Выходной шланг соединяется с тройником, а место подключения фиксируется посредством хомутов.
  7. Выполняется укладка кабеля питания. Если его длины хватает, провод нужно уложить по кузову (к примеру, под крылом), в противном случае выполняется наращивание проводника.
  8. Затем в систему охлаждения заливается антифриз.
  9. Производится диагностика правильности выполненных действий.
Читайте также:  Газовые обогреватели для дома и дачи: как выбрать отопительные приборы, керамические, инфракрасные, каталитические

Параллельная схема монтажа нагревателя с обозначением компонентов

Пошаговая инструкция установки автономных подогревателей

Пошаговый алгоритм действий при монтаже автономного устройства:

Как установить подогреватель для дизельного топлива?
  1. В топливной системе производится сброс давления Для этого необходимо отключить колодку с проводами от топливного насоса или извлечь из гнезда предохранитель (реле). Если в баке отсутствует топливо, то давления в нем также практически нет.
  2. Фильтрующее устройство тонкой очистки отключается от подводящих магистралей. Предварительно рекомендуется подставить под данный узел емкость или подложить тряпку, поскольку из него начнет выходить горючее.
  3. Корпус фильтрующего устройства, который предварительно очищается и обезжиривается, оборачивается нагревательной пластиной или тканью.
  4. Затем на компонент накладывается теплоудерживающий материал, которой не позволит отойти теплу на находящиеся рядом устройства.
  5. Производится подключение системы напрямую к аккумулятору или другому активному проводнику в соответствии со схемой.

Схема подключения автономного подогревателя

Другие критерии выбора

  • Воздухообмен. Этот показатель имеет значение для тепловых пушек. Чем он выше, тем мощнее прибор разгоняет потоки, а значит, быстрее прогревает помещение.
  • Расход топлива. Ключевой показатель экономичности. Ориентировочно, 100 грамм топлива должны давать 1 кВт мощности, или 1 литр – 10 кВт.
  • Прямого и непрямого действия. Обогреватели прямого действия требуют усиленной вентиляции, поскольку отходы горения здесь не удаляются. Их нельзя использовать в небольших замкнутых пространствах. Приборы непрямого действия снабжены системой фильтрации, но не так экономичны, как первые.
  • Смена режимов. Для отопления крайне неудобно, если обогреватель способен работать с постоянной мощностью. Если есть возможность регулировать интенсивность нагрева – это не только удобно, но экономит топливо (некоторые приборы при минимальном нагреве могут работать до 14 дней без дозаправки).
  • Таймер. Позволит включать интенсивный обогрев на короткое время, с последующим отключением прибора без участия человека.
  • Уровень шума. Гул от работы дизельного обогревателя, неизбежен. Если этот показатель важен, в техпаспорте нужно уточнить, сколько именно Децибел выдаёт модель (показатель 45 Дб, можно считать хорошим).
  • Колёсики. Большинство крупных приборов, снабжены колёсами. Полезной будет возможность их блокировки. Кроме того, в характеристиках стоит посмотреть, на какую нагрузку они рассчитаны.

При выборе обогревателя для дома многие отдают предпочтение практичности его использования. В этом плане хорошо себя показали кварцевые обогреватели для дома с КПД, равному почти 100%.

Об особенностях выбора керамического обогревателя для дома поговорим тут.

В полевых условиях комфорт тоже немаловажен, особенно если предстоит ночевать в палатке. В этой статье рассмотрим, какой обогреватель для палатки лучше выбрать.

Устройство и принцип работы дизельного котла

Конструкция агрегатов, использующих в качестве энергоносителя жидкие виды топлива, предусматривает наличие следующих основных элементов:

  • Корпуса со встроенной камерой сгорания;
  • Горелки, в которой происходит формирование горючей смеси;
  • Одного или двух теплообменников;
  • Топливного насоса;
  • Системы фильтрации;
  • Термодатчиков;
  • Электронного блока управления и настройки.
Устройство и принцип работы дизельного котла

Материалом для изготовления теплообменников может служить сталь или чугун. Некоторые дизельные котлы премиум класса оснащаются теплообменниками из высоколегированных жаростойких сталей.

Поступающее в горелку горючее перемешивается с воздухом, образуя таким образом топливную смесь, которая через форсунку распыляется в камере сжигания. Полнота сгорания топлива зависит от правильности регулировки самой горелки и качества форсунки. Попавшая в камеру сжигания топливная смесь воспламеняется от искры, генерируемой автоматической системой управления (АСУ), а выделяемое в процессе сгорания тепло через стенки теплообменника передается теплоносителю.

Температура теплоносителя контролируется системой термодатчиков, установленных в камере сжигания. При выходе на заданный температурный режим АСУ отключает горелку, а при охлаждении теплоносителя производится автоматическое воспламенение горючей смеси. Отработанные газы выводятся через дымоход.

Горелки дизельных котлов отопления могут быть вентиляторными и наддувными. В вентиляторных горелках избыточное давление создается с помощью специального встроенного вентилятора. Производительность таких модулей достаточно высока, однако работа установок сопровождается повышенным уровнем шума.

Устройство и принцип работы дизельного котла

В наддувных горелках вместо вентилятора устанавливается турбина. Использование турбонаддува позволяет существенно повысить производительность установки и добиться полного сгорания горючей смеси. Удаление из камеры сгорания отработанных газов может производиться как естественным способом, за счет тяги образующейся в дымоходе, так и принудительно, при помощи вентилятора.

Еще одной конструктивной особенностью котла на дизельном топливе для отопления частного дома является возможность переналадки на работу с другими видами топлива, в частности, природным газом, для этого нужно всего лишь заменить дизельную горелку газовой.