Виды арматуры и комплектующих для радиаторов

Регулирующая арматура — это вид трубопроводной арматуры, предназначенный для регулирования параметров рабочей среды. В понятие регулирования параметров входит регулирование расхода среды, поддержания давления среды в заданных пределах, смешивание различных сред в необходимых пропорциях, поддержание заданного уровня жидкости в сосудах и некоторые другие. Выполнение всех своих функций регулирующая арматура осуществляет за счёт изменения расхода среды через своё проходное сечение.

Коротко о главном

Трубопровод уже давно вошёл в обиход, став основной частью быта всех людей. Одна из деталей, имеющих ведущее значение в трубопроводных конструкциях, это запорная арматура. Устройство представляет собой некий регулятор с подвижными клапанами. Находясь внутри трубопровода, они направляют, останавливают, смешивают проходящую в нём жидкость или газ.

Запорная арматура для трубопровода делится на множество видов и типов. Такая многогранная классификация обязана широкому спектру материалов корпуса, способам соединения, форме и пр. Также здесь большую роль играют условия эксплуатации, для которых предназначена деталь.

Важно при выборе устройства обращать внимание на тип трубопровода, параметры самой детали. Они должны между собой соответствовать. Следует помнить, что важнейшее условие функционирования этой детали – герметичность. А для этого необходима ровная поверхность (если вмонтировать устройство в трубу с дефектами, герметичность будет нарушена).

Каждое устройство имеет свою специфику и характеризуется определёнными особенностями. Для монтажа/демонтажа и ремонта таких устройств необходимо обладать определёнными знаниями, умениями и наработанными навыками. Поэтому такие ремонтные работы не рекомендуется делать самостоятельно.

Источник ссылка

Как отбалансировать радиаторную сеть

Обычно монтажники систем отопления устанавливают расход теплоносителя на батареях простым способом: делят число оборотов балансировочного вентиля на количество отопительных приборов и таким способом рассчитывают шаг регулировки. Двигаясь от последнего радиатора к первому, закрывают краны с полученной разницей в оборотах.

Пример. Имеем на одном «плече» тупиковой системы 5 радиаторов с ручными клапанами Oventrop на 4.5 оборота шпинделя. Делим 4.5 на 5, получаем шаг регулировки около 0.9 оборота. Значит, предпоследний отопительный прибор открываем на 3.6 оборота, третий – на 2.7, второй – на 1.8, первый – на 0.9 оборота.

Читайте также:  Порядовка отопительно варочной печи своими руками

Способ довольно приблизительный и не учитывает различную мощность батарей, а потому может применяться в качестве предварительной настройки с корректировкой в процессе эксплуатации.

Точнее отбалансировать отопление поможет контактный термометр, измеряющий температуру поверхности труб и батарей

Как отбалансировать радиаторную сеть

Наш опытный эксперт Владимир Сухоруков предлагает другую методику, базирующуюся на измерении реальной температуры поверхности обогревателей. Пошагово инструкция по балансировке выглядит так:

  1. Максимально откройте все балансировочные клапаны и выведите систему в рабочий режим с температурой подачи 80 °С.
  2. Контактным термометром замерьте температуру всех отопительных приборов.
  3. Полученную разницу устраняйте, закручивая краны первых и средних радиаторов, конечные не трогайте. Ближнюю батарею откройте на 1—1.5 оборота вентиля, средние – на 2—2.5.
  4. Дайте системе адаптироваться под новые настройки в течение 20 минут и повторите замеры. Ваша задача – добиться минимальной температурной разницы между дальней и ближайшей к котлу батареей.

Примечание. Погода и температура на улице не играет роли, важна лишь разница в нагреве радиаторов. Кстати сказать, в обычном рабочем режиме при 50—70 °С на подаче дельта температур станет еще меньше. Как система гидравлически уравновешивается с помощью балансировочных вентилей, смотрите на видео от эксперта:

Настенное крепление

Такой способ монтажа является наиболее распространенным и предусматривает установку радиатора на специальные кронштейны. Конструкция подбирается отдельно для каждого типа радиатора. Основной принцип таков: чем тяжелее батарея, тем толще должен быть кронштейн.

Для монтажа чугунных радиаторов могут использоваться следующие конструкции:

  • стальные (штыревые, регулируемые или на полосе);
  • чугунные литые.

Поскольку такая батарея имеет значительный вес, применение одних только настенных кронштейнов допустимо лишь для бетона или кирпича. Если же стена деревянная или из другого неплотного материала, то потребуется дополнительная напольная опора.

Для настенного крепления стальных, алюминиевых и биметаллических радиаторов применяются следующие виды кронштейнов:

  • настенные универсальные с накладкой из полимера;
  • угловые стандартные или усиленные;
  • штыревые с дюбелем различной длины.

Некоторые производители радиаторов выпускают специальные (фирменные) кронштейны для своей продукции. В этом случае лучше устанавливать именно их.

Виды радиаторной запорной арматуры

Чтобы подключить батареи к трубам подачи и обратки вам не обойтись без арматуры для радиаторов отопления. Ее выделяют всего три вида, и каждый узел выполняет свою, узкую задачу. Нецелевое применение арматуры приводит к ее быстрому износу и выходу из строя – речь об использовании шаровых кранов для частичного перекрытия потока теплоносителя.

Читайте также:  Какой электрический котел лучше для отопления частного дома?

Запорная арматура для батарей

Шаровой кран.

К запорной арматуре для радиаторов отопления относятся краны, которые работают только на открывание/закрывание условного прохода – это шаровые краны. Они устанавливаются для того, чтобы теплообменник можно было снять с контура без остановки всей системы и слива с нее теплоносителя.

Это может понадобиться если:

Ни для кого не новость, что многие практикуют использование шаровых кранов для регулировки потока теплоносителя.

То есть, устанавливают вороток по диагонали, а шар в корпусе закрывает условный проход не полностью. Такой подход в корне неправильный. Теплоноситель – это вода, в которой есть примеси металлов, мелкие частички песка и мусора, особенно в центральных сетях.

Теплоноситель под давлением быстро перемещается по трубам, наталкивается на полуоткрытую створку шарового крана и разрушает ее. Песок в воде на высокой скорости превращается в пескоструй. А из-за накопления грязи и накипи шар прикипает и при открытии крана можно сломать шток.

Если сделать упор на комбинированное отопление дома, то можно, в перспективе, неплохо на этом сэкономить.

Как работает система отопления на дизельном топливе читайте в этой статье.

Настроечная арматура для радиаторов отопления

Балансировочный клапан.

Настроечная радиаторная арматура нужна для того, чтобы сбалансировать работу всей системы отопления. Для этого используют балансировочные клапаны. Благодаря им выставляется необходимое гидравлическое сопротивление на каждом радиаторе.

Это могут делать только сотрудники обслуживающей организации, основываясь на проект. Еще на этапе проектирования рассчитываются все параметры, чтобы контур работал правильно. Если эти параметры нарушаются, сбой в системе неизбежен.

Как известно, вода двигается по пути меньшего сопротивления и если бы система отопления не была сбалансирована, то дальше первого теплообменника она вряд ли бы пошла. Благодаря балансировочным клапанам теплоноситель двигается по всему контуру, равномерно отдавая температуру.

Какие бывают балансировочные клапаны:

  • прямые;
  • угловые;
  • с уплотнительными резинками и без них.

Если закрыть балансировочный клапан полностью, то можно отсечь теплообменник от общего контура. Это запасной вариант, если нет возможности перекрыть поток теплоносителя запорной радиаторной арматурой.

Если хотите сделать обогрев гаража своими руками, то обратите внимание на печи Булельян – очень удобные, факт.

Читайте также:  10 лучших электрических конвекторов для дома и дачи

Как сделать отопление гаража от дома описано здесь.

Радиаторная регулирующая арматура

Термоголовки, накрученные на термостатические клапаны.

Это узлы, благодаря которым можно менять температуру в помещении, посредством регулировки интенсивности подачи теплоносителя в батарею. Регулирующая арматура используется для подключения радиаторов отопления к общему контуру и устанавливается на подаче. Есть два варианта регулировки:

Ручная регулировка возможна при установке вентилей, в которых поток теплоносителя постепенно перекрывается, когда вы крутите шток. Недостаток в том, что температура подачи теплоносителя в центральных сетях меняется в зависимости от погоды, а настройки вентиля остаются неизменными. Получается, что нельзя поддерживать температуру помещения всегда на одном уровне.

К автоматической регулирующей арматуре для радиаторов отопления относятся термостатические клапаны и головки.

Термостатический клапан выполняет такую же функцию, что и обычный вентиль, только вместо ручной настройки команды поступают от термостатической головки (механической или электронной).

Сердце механической термостатической головки – это капсула из эластичного материала (сильфон), внутри которой находится рабочее вещество. В качестве рабочего вещества может быть газ, жидкость или твердый материал. Принцип работы:

  • воздух нагревает рабочее вещество, которое расширяется;
  • эластичный сильфон увеличивается в объёме и давит на шток;
  • шток перекрывает поток теплоносителю.

Электрические термоголовки по принципу действия бывают номальнооткрытые и нормальнозакрытые. Из названия понятно, в каком положении находиться перекрывающая поток шторка, когда термоголовка не под напряжением. Самые современные головки оснащены жидкокристаллическим экраном и программируемым «мозгом».

Проблема термоголовок в том, что они ориентируются на температуру воздуха близ радиатора, так как установлены в торец.

Монтаж батареи в нишу, установка декоративного экрана и даже шторы с занавесками затрудняют конвекцию. Таким образом, температура в помещении будет не такой высокой, как возле термоголовки.

Чтобы решить эту проблему были разработаны термоголовки с выносным датчиком, который устанавливается на отдалении от радиатора.

Монтаж арматуры методом сварки

Если возникает потребность замены запорного механизма, установленного приварным способом, следует выполнить следующие действия:

  1. Используя болгарку, демонтируется участок трубы с установленным краном или задвижкой.
  2. Наждачной бумагой тщательно зачищается металл на обрезанных концах трубы.
  3. Проводятся сварочные работы по присоединению нового запорного устройства.

Сварочные работы должны производиться квалифицированным специалистом, имеющим право на проведение такого вида работ, с обязательным соблюдением правил техники безопасности. Сварщик обеспечивается средствами индивидуальной защиты.